Бизнес Инкубатор "Инкубис"(СПбГМТУ)
Алексей Салтыков Адвайзер Бизнес-инкубатора «ИНКУБИС»
14 мин на чтение

Конкуренция

Все бедные компании похожи друг на друга, каждый успешный бизнес уникален. Как победить конкурентов?

Почему-то мало знакомых нам людей становятся участниками ошеломительных историй успеха. Тут и там, мы слышим про успешных предпринимателей, иногда видим их, они выступают спикерами на дискуссионных панелях. Но лично знакомы редко. Казалось бы, чем больше рынок, тем выше шанс для каждого найти на нем свое место и хорошо заработать. Мы верим, что развитые экономики и рынки – это возможность стать лучшим, победив в условиях высокой конкуренции. Но так ли это?

Во многом история развития любого бизнеса – это распространение заблуждений в понимании того, что такое конкуренция.


Конкуренция VS Монополия

Многие считают, что конкуренция - это хорошо. Ведь это совершенная форма экономических отношений, источник процветания мира и двигатель прогресса. Но в то же время существует противоположное конкуренции явление – монополизм. Это закрытые договоренности, инструмент давления на насущные потребности общества, механизм для постоянного повышения цен производителем. Обладание монопольной властью сопровождается анти-конкурентным поведением. Монополия, получается, плохо, да?

Но в мире нет черного и белого, монополия и конкуренция – это всего лишь опции, и только вы выбираете, что вам и вашей компании подходит больше. И вот несколько доводов, которые стоит принять во внимание.

Во-первых, монополии, как правило, устанавливают более высокие цены, чем компании при конкурентном рынке. Монополисты формируют ценообразование самостоятельно, а не реагируют на общественный спрос. Также для монополий характерно явление ценовой дискриминации, поскольку монополисты могут захватить больший объём рынка, устанавливая разные цены на свои товары. А всем остальным придется подстраиваться. К тому же монополии могут получать огромную прибыль и при этом расти без каких-либо инноваций и новых технологий.

Во-вторых, совершенная конкуренция может оставаться работоспособной моделью только в статичном мире, но она бессмысленна в реальном. Если нет установленного общего равновесия, то всё постоянно движется, нивелируется (сглаживается) вопрос ценности, а именно она создает покупательский интерес, который постоянно нужно поддерживать. Вести реальный бизнес дорого и тяжело, и при этом вы никогда не сможете получить результата абсолютно выдающегося в этой конкурентной борьбе.

Если размышлять таким образом, то очевидно, что плюсы конкуренции обманчивы. Вспомните, как вы соперничали с другими учениками в школе. Затем конкурировали в университете. А теперь, возможно, вы напряженно работаете, без всяких гарантий на успех, среди таких же людей.

Мы стремимся делать больше (продаж, отчетов, кейсов), но не стремимся делать что-то уникальное, создать такое преимущество, которого нет ни у кого больше. Конечно, некоторые люди любят участвовать в конкурентной борьбе, но таких меньшинство. Быть победившим гораздо приятнее, чем постоянно бороться.

Итак, реальное положение дел в том, что чем выше конкуренция, тем меньше шансов у вас найти, захватить и удержать какую-либо ценность надолго. Участвуя в соревновании со всеми, вы должны быть готовы просто принять снижение своей прибыли или очередное уменьшение зарплаты, потому как люди в Китае готовы выполнить вашу работу за меньшие деньги! И это совсем не мотивирует работать лучше. Кажется, что в этом большом мире ты – лишь песчинка, не способная управлять даже собственными деньгами из-за множества факторов, не зависящих от тебя лично. “Это и есть совершенная форма экономических отношений?”, - спрашиваем мы себя

А что, если нам вдруг по силам уменьшить это огромный мир? Не конкурировать на крупных рынках, а найти свой небольшой и завладеть им. Создать то самое преимущество, которого нет хотя бы на этом маленьком рынке, и добиться успеха. Возможно, стандартная бизнес модель «чем больше рынок, тем лучше» в таком случае абсолютно ошибочна. Конкуренция на большом рынке – это не способ заработать.

Размышляя подобным образом, мы понимаем, что, на самом деле, «плохая» монополия может замечательно стимулировать инновации. Если компания создаёт уникальный продукт, то что же плохого в том, что его цена высока? В конце концов других предложений нет, а значит, эта цена относительная. Образовавшаяся прибыль – награда создателям. Компания-монополист, располагая достаточной прибылью, может позволить себе долгосрочное планирование и обеспечить полное финансирование проекта, да и ее сотрудникам приятнее работать в стабильности, в ощущении, что они – лучшие (и единственные) на рынке.

Таким образом, успешные бизнесы имеют четкое представление о своем рынке и продукте. Истории успеха могут отличаться, но бизнес модель всегда примерно одна и та же: целевой рынок, уникальный продукт, расширение на смежные рынки. Чем большего масштаба вы будете достигать, тем сильнее рыночные эффекты, инновационные технологии, ваш бренд будет усложнять выход на рынок конкурентам. Яндекс, Гугл, Амазон, Фейсбук и Инстаграм…

Рецепт создания успешного бизнеса

Для создания действительно успешной компании необходимо сделать три шага

1. Найти или создать новый рынок.

2. Выпустить уникальный продукт и монополизировать этот рынок.

3. Продумать, как поддерживать на нем монополию все время.

Вдобавок не забывайте, что бизнес на ранней стадии развития напрямую зависит от квалификации людей, в нем участвующих. Один из способов определить, нашли ли вы перспективный рынок, это ответить на вопрос «По какой причине классный специалист должен присоединиться именно к нам, когда он мог бы работать в Гугл или Тесла?».

Мы в Инкубис ответим за вас на этот вопрос, оценим вашу идею и ее будущее. Мы создаем инфраструктуру для поддержки и развития стартапов, экспертное менторство. Бизнес-инкубатор помогает правильно составить стратегию и научиться вести инновационный бизнес без ошибок.

Салтыков Алексей, директор бизнес-инкубатора Инкубис